Возрастные нормы речевого развития детей 
  

 

Мы все с огромным нетерпением ожидаем первого слова своего малыша. И это понятно - появление речи один из важнейших показателей нормального психического развития ребёнка. И вот первое слово уже сказано, а что же дальше? Что должен уметь ребёнок в 2-4 года, 5-6 лет? На этот вопрос, волнующий многих родителей, мы постараемся дать краткий ответ.

        К 1,5-2 годам ребёнок может говорить примерно 50-70 слов, в основном это - существительные: названия игрушек и предметов ближайшего окружения; имена; наречия "здесь" и "сейчас"; прилагательные "большой" и "маленький", реже - глаголы, личные местоимения.

На втором году жизни дети довольно чётко начинают произносить такие гласные звуки, как [а], [у], [о], [и]; звуки [э], [ы] могут заменять созвучием [йэ]. Некоторые согласные малыши заменяют более простыми, доступными, искажают звуки или вовсе их не произносят. Их речь изобилует мягкими согласными [т'], [д'], [с'], [з']. В этом возрасте возможно упрощенное произношение слов, например, укорачивание или называние слога, чаще всего ударного или первого: "ко" или "моко" вместо молоко. К двум годам в речи крохи должны появиться простые предложения, просьбы: "Мама, дай мяч. Мишка, сиди тут. Хочу пить сок!".

               К 3 годам ребёнок задает много вопросов, сам охотно отвечает на вопросы, с удовольствием заучивает маленькие стишки и песенки, потешки и считалки. К этому возрасту обычно он правильно произносит гласные и согласные звуки ([б], [бь], [п], [пь], [м], [мь], [т], [ть], [н], [нь], [к], [кь], [г], [гь], [в], [вь], [ф], [фь]).

Дети 3-х лет уже говорят развернутыми предложениями.

               К 4 годам малыш правильно произносит свистящие звуки: [с], [сь], [з], [зь], использует в речи сложноподчиненные предложения: "Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные", рассказывает о том, что видел на прогулке, что ему прочитали.

               К 5 годам ребенок правильно произносит шипящие звуки: [ш], [ж], почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на картинке или серии картинок. Высказывания становятся достаточно пространными, улавливается определенная логика изложения. Нередко в рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было.

               

В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок. Наиболее яркой характеристикой этого возраста является активное освоение им построения разных типов текстов. Ребенок осваивает форму монолога. Речь становится контекстной, независимой от наглядно представленной ситуации общения. Совершенствование грамматического строя напрямую зависит от развития связной речи.

 

Артикуляционная гимнастика для формирования правильного произношения всех звуков

Упражнение 1. «ОКОШКО».

Цель: научить удерживать рот широко  открытым. Активизировать круговую мышцу рта и подвижность верхней губы. Научить опускать корень языка и продвигать язык вплот­ную к зубам.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, широко открыть рот. Расслабленный язык придвинуть вплотную к зубам. Удерживать по­зицию под счёт до пяти.

Методические указания: следить, чтобы губы были растянуты, зубы видны, корень языка опущен, язык располагался в полости рта симме­трично.

При достижении первой цели воз­можны трудности: невозможность широко открывать рот вследствие спаечного процесса в области нёбных дужек, слабость жевательных мышц и невозможность удержания рта от­крытым. В случае возникновения указанных трудностей необходимы дополнительные упражнения для жевательных мышц, пока не появит­ся возможность широко открывать рот.

Трудности достижения второй цели связаны в основном с малой подвижностью верхней губы, а так­же со сложностями удержания в поле активного внимания двух позиций: удержание рта открытым, поднима­ние верхней губы.

Упражнение 2. «ЗАБОРЧИК».

Цель: вырабатывать умение удер­живать губы в улыбке, обнажая ниж­ние и верхние передние зубы.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, показывая верхние и нижние зубы. Удерживать губы в та­ком положении под счёт до пяти.

Методические указания: 1) сле­дить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы; 2) если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно на­учить его опускать нижнюю губу;

3) нижняя челюсть неподвижна;

4) улыбка симметричная.

Упражнение 3. «КАЧЕЛИ».

Цель: вырабатывать умение подни­мать язык вверх. Развивать точность и активность кончика языка, умение быстро менять его положение.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, широкий язык загнуть на нижнюю губу (потянуться к подбо­родку) на счёт «раз».

На счёт «два» загнуть язык на верхнюю губу (по­тянуться к носу).

Методические указания: 1) сле­дить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными; 2) язык должен оста­ваться широким; 3) следить, чтобы при подъёме языка вверх нижняя губа не поддерживала его.

Упражнение 4. «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ».

Цель: вырабатывать движение пе­редней части языка вверх и положе­ние языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесе­нии звука [ш].

Ход выполнения упражнения: слег­ка приоткрыть рот и широким перед­ним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания: 1) следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх; 2) язык должен быть широким, а его боковые края касаться углов рта. Как только язык станет распластанным, «шпате­лем» поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Необходимо обратить внимание ребёнка на активные движения широ­кого языка. Широкий передний край языка полностью накрывает верхнюю губу, плотно прижимаясь к ней, боковые края смыкаются с углами рта, таким образом, язык принимает форму чашечки.

Упражнение 5. «ИГОЛОЧКА».

Цель: вырабатывать умение удер­живать язык узким.

Ход выполнения упражнения:

улыбнуться, приоткрыть рот, обна­жить резцы, узкий, прямой язык про­сунуть между зубами. Удерживать под счёт до пяти.

Методические указания: 1) губы растянуты в улыбке без напряжения;

2) язык не загибается и не касается губ; 3) следить, чтобы язык не откло­нялся в сторону.

Упражнение 6. «БЛИНЧИК».

Цель: вырабатывать умение, рас­слабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Ход выполнения упражнения: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широ­кий язык в спокойном положении и при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти._

Методические указания: 1) ниж­нюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы; 2) язык должен быть широким, края языка касаются углов рта; 3) по­хлопывать язык губами несколь­ко раз на одном выдохе (следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух); 4) язык расположен в полости рта симме­трично.

Одновременно это упражнение способствует выработке направлен­ной воздушной струи.

Упражнение 7. «ПОЧИСТИМ ЗУБЫ».

Цель: выработать умение удержи­вать кончик языка за нижними зуба­ми, активизировать кончик языка.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, показать зубы, приот­крыть рот и кончиком языка «почи­стить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сто­рону, потом снизу вверх.

Методические указания: 1) губы неподвижны, находятся в положении улыбки; 2) следить, чтобы язык дви­гался у дёсен, а не скользил по верх­нему краю зубов; 3) следить, чтобы при движении снизу вверх язык был широким и начинал движение от кор­ней нижних зубов.

 

 

Что такое ЗПР?

Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. У каждого отдельно взятого ребёнка ЗПР может проявляться по – разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Но можно выделить круг особенностей развития , характерных для большинства детей с ЗПР.

Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально – волевой сферы – такому ребёнку очень трудно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что – либо.

Также наблюдаются нарушения внимания: оно неустойчиво, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.

Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребёнку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

 Память детей с ЗПР ограничена в объёме и непрочна.

ЗПР нередко сопровождается проблемами  речи, вязанными в первую очередь с темпом её развития. Другие особенности речевого развития могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: в одном случае это может быть лишь лёгкая задержка, в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи

У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно – логическое мышление.

         При рождении выявить у детей задержку психического развития нельзя.     Чаще всего у них нет пороков в физическом облике. Да и родители всегда высоко оценивают способности своего ребёнка, порой не замечая важного – отставания в развитии.

         Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребёнок пошёл в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают , что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребёнок c возрастом научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками.

         Воспитание в семье ребёнка с ЗПР – ответственная задача, так как важнейшим в процессе воспитания любых детей, и особенно детей с ЗПР, является понимание состояния ребёнка прежде всего родителями. С признанием того, что в семье растёт ребёнок с ЗПР, ответственность родителей значительно возрастает. В этой ситуации родителям важно понять, что их ребёнок будет обучаться медленнее других детей. Но для того, чтобы достичь наилучших результатов, нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам (педагогу – дефектологу и к врачу психоневрологу), как можно раньше начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребёнка.

         С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации педагога. Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребёнком в зоопарк, театр, на детские праздники, обсуждать увиденное, больше разговаривать с ним о его делах, проблемах, рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще рассказывать ребёнку о том, что вы делаете, привлекать его к посильному труду. Важно также научить ребёнка играть с игрушками и другими детьми.

         Главное – родители должны оценить возможности ребёнка с ЗПР и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный) , а не думать, что взрослея, он сам всему научится. Только совместная работа педагогов и семьи пойдёт ребёнку с задержкой психического развития на пользу и приведёт к положительным результатам.

 

 
   

На главную